МУЗЫКА ЖИВОПИСИ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ВАСИЛИЯ ПОЛЕНОВА (статья из журнала Национальный контроль.Февраль 2014)

МУЗЫКА ЖИВОПИСИ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ВАСИЛИЯ ПОЛЕНОВА.

Сергей Владимирович РАЗЖИВИН

Художник, член Творческого Союза художников России. Окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института. Ученик заслуженного деятеля искусств РСФСР Т. П. Радимовой. С 1981 г. принимает участие в выставках, работы находятся в музеях, галереях, частных собраниях России и зарубежных стран.

 

 

 

 

 

«Живопись давала мне величайшие радости, но и огромные страдания…» (Василий Поленов)
Летним днем 1844 года в многодетной семье историка, археолога и библиографа Дмитрия Васильевича Поленова родился сын Василий. С ранних лет мальчик был окружен атмосферой русской истории, народной поэзии, сказок, былин и преданий. Он рос у своей бабушки Веры Николаевны Воейковой – дочери известного архитектора Н. А. Львова, после ранней смерти родителей воспитывавшейся в доме Г. Р. Державина. Возможно, благодаря этому у Васи Поленова очень рано сформировался художественный вкус. Бабушка всеми силами поощряла увлечение внука живописью.

Наиболее одаренными среди детей Д. С. Поленова оказались Василий и его сестра Елена, позже оба станут художниками. Для них наняли известного в то время педагога-рисовальщика П. П. Чистякова из Академии художеств. Мать Василия, Мария Алексеевна Поленова, тоже была прекрасным рисовальщиком, так как ранее брала уроки у ученика великого Карла Брюллова.

В 1863 году Василий вместе с братом Алексеем поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Посещая по вечерам в качестве вольного слушателя Академию художеств, Василий Поленов вскоре стал постоянным учеником натурного класса.

Защитив диссертацию в Университете в 1871 г., он одновременно получает большую золотую медаль в Академии художеств за программу «Воскрешение дочери Иаира», а вместе с ней – право на пенсионерскую командировку в Европу.

Находясь в 1872 – 1876 гг. в Германии, Италии и Франции, в Риме и Париже Поленов работает над историческими эскизами («Право господина», 1874 г. и «Арест гугенотки», 1875 г.).

В Париже Василий сблизился с Иваном Тургеневым, которому тогда очень понравилась картина «Ливень». Тургенев особенно выделял Поленова среди русских художников, живущих в то время в Париже, и ввел его в узкий круг своих друзей, в салон Полины Виардо, где собирался цвет парижской интеллигенции.

Пребывание Поленова в Париже совпало с первыми выступлениями импрессионистов, искусство которых вызывало в те времена острые споры в художественных кругах. Однако глубокого впечатления живопись нового направления на него не произвела. Репин, а позже и Поленов по совету художника Боголюбова отправляются в Нормандию, к морю, в маленький городок Вель. Они поселились в одном доме, вместе ходили на этюды. Здесь, в местечке Эртрета, за полтора месяца Василий написал превосходные пейзажи («Белая лошадка», Нормандия; «Старые ворота», Вель), несколько марин («Рыбацкая лодка», Эртрета, Нормандия). Именно во Франции Поленов по-настоящему ощутил себя пейзажистом. Он написал родным об этой пенсионерской командировке следующее: «Пользу, однако, она мне принесла во многих отношениях, а главное в том, что все, что до сих пор я делал, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному и бытовому жанру, которым я займусь».

Представив свои работы в Совет Академии художеств в качестве отчета о командировке, Василий Поленов получает звание академика.

В сентябре 1876 года художник отправился на фронт в составе Русской добровольческой армии, чтобы участвовать в начавшейся борьбе сербов за освобождение от турецкого ига. Военные впечатления отразились в сценах из бивуачной жизни, в зарисовках этнографических типов и архитектуры. Хотя изображения самих боевых действий он почему-то избегал (даже тогда, когда в качестве фронтового художника участвовал в Русско-турецкой войне).

В марте 1877 года Поленов переселился в Москву. Здесь он начал работать над задуманной картиной «Пострижение негодной царевны». И хотя сам замысел не был осуществлен, Поленов смог сделать замечательные этюды кремлевских соборов и теремов. Эти работы предваряли серию картин Поленова конца 70-х годов, ставших классическими произведениями русской пейзажной живописи.

Так, этюд 1877 года «Московский дворик» станет прообразом знаменитой картины. Позже этот первоначальный пейзаж художник «населит» людьми, уточнит композицию, увеличит формат полотна, добавит в левой части картины флигель в имении дворян Олсуфьевых.
С 1878 по 1881 г. Василий Поленов снимал флигель дома на Девичьем Поле у его владельца Василия Александровича Олсуфьева. Именно этот, романтический в своем запустении, разрушающийся архитектурный ансамбль художник воспринимал как воплощение тургеневского «дворянского гнезда». Именно там он и напишет свою знаменитую картину «Бабушкин сад», на которой изображен флигель усадьбы, со стороны Оболенского переулка.

«Мы с Рафаилом Левицким все углы Москвы избегали и нашли только одну подходящую квартиру, но, к сожалению, за 1700 рублей. Но в это время ко мне приезжает граф А. В. Олсуфьев. Ну, конечно, всякие радости, расспросы, рассказы, между прочим, о квартире. Он и говорит, что в доме его двоюродного брата (В. А. Олсуфьева) отдается флигель. Мы отправились. Оказался флигель подходящий и цена 700 руб., а сад и описать нельзя какой: пять десятин, старый заросший барский сад с оранжереями, храмом, гротами, прудами, горами – словом, какой-то волшебный сон. Я, разумеется, нанял…» (из письма В. Д. Поленова к матери от 16 июня 1878 года). 

Из воспоминаний потомков дворян Олсуфьевых: «На первом плане картины Поленова «Бабушкин сад» идут две фигуры, в виде молодой девушки в розовом платье изображена дочь владельца усадьбы Татьяна Васильевна Олсуфьева с родной бабушкой Софьей Николаевной Есиповой».

Из воспоминаний жены художника Рафаила Левицкого Анны Васильевны: «В. Д. Поленов не только преподавал уроки рисования детям, но и пел с хозяйкой дома Александрой Григорьевной. Сын хозяйки двенадцатилетний Адам довольно часто бегал в мастерскую к художникам во флигель, и кончилось это тем, что Поленов стал писать с мальчика, задрапированного в красно-малиновую китайскую шаль, образ Нерона для своей картины «Нерон и мученицы».

Василий Дмитриевич Поленов всегда мечтал о больших исторических полотнах, связанных с Новозаветными сюжетами из Библии. Чтобы написать картины о жизни Христа, он специально отправился в Египет, Сирию и Палестину – художник искал в качестве фона именно те места, где родился и ходил Своими стопами Сын Божий. Эти привезенные из путешествия этюды – солнечные и необычные по цвету – Поленов показал на передвижной выставке в 1885 году. Картина «Христос и грешница» («Кто без греха?» – второе название было запрещено цензурой) была выставлена в 1887 году, хотя ее замысел возник еще во время учебы в Академии художеств.

 

Непосредственная работа над картиной началась с 1881 года и длилась на протяжении 6 лет. Примечательно, что Поленов воспринимал Христа отнюдь не как одного из легендарно-мифических персонажей древности, а как реально существовавшего Человека. Он считал необходимым «и в искусстве дать этот живой образ, каким Он был и в действительности».

Все работы поленовского «Восточного» цикла прямо с 13-й выставки передвижников были приобретены П. М. Третьяковым. В 1887 году картина «Христос и грешница» была показана Поленовым на 15-й передвижной выставке и стала в его творчестве центральным произведением.

Вскоре были написаны новые работы из цикла «Жизнь Христа», большую роль в них художник отводит пейзажу. «На Тивериадском озере» (1888), «Среди учителей» (1896), многочисленные пейзажные и архитектурные этюды.

Атмосфера гармонии в удивительной стране, близость человека и Бога на фоне дивной природы – главная тема почти всех картин цикла.

 

С 1870 годов возникает также серия его деревенских пейзажей: «Северная деревня», «Солнечный день», «Мельница», «Ольшанка», «Горелый лес», «Избы», «Село Бехово». Здесь художнику удалось передать неторопливый и крепкий уклад жизни людей, тесно связанных с природой.

В 80-х годах XIX столетия художник продолжил свои поиски в отображении образа национального пейзажа. «Пейзаж. Жуковка» (1888), «Ранний снег» (1891), «Ока. Летний день» (1890-е), «Осенние поля и перелески», «Осень» (1910-е). Творчество Поленова в своем многообразии было довольно сложным. Он обладал пленэрным видением и врожденным талантом декоративиста, архитектора, музыканта и композитора. Помимо разнообразных «родов живописи» художник обращался к архитектуре, музыке, театру, прикладному искусству. Необычные здания по проекту В. Д. Поленова и сегодня удивляют многих. При жизни художника по его проектам построены личный дом, мастерская «Аббатство» и церковь Святой Троицы в Борке. Знаменитый Репин позже вспоминал, что мужики из села Бехово называли Поленова «Василий Дмитриевич – строитель».

Будучи на редкость талантливым художником, он оказался и прекрасным педагогом. По словам Аполлинария Васнецова, Поленов первым «ввел в живопись европейское влияние».

 

Его учениками были Коровин, Левитан, Архипов и другие. Оценивая свою жизнь, Василий Поленов признался: «Я люблю все искусства, все они мне дороги: архитектурой я занимался, поэзией и скульптурой наслаждался, а живописью и музыкой я живу. Живопись я называю моей духовной жизнью, а музыку моей величайшей любовью. Живопись давала мне величайшие радости, но и огромные страдания, музыка только первое. Оно и понятно – в живописи я работник и специалист, в музыке дилетант и почти профан, живопись часто доводила меня до полного изнеможения, а музыка давала мне силы переносить тяжесть жизни». ■

Сергей РАЗЖИВИН

Статья из журнала “Национальный контроль”

В редакции журнала допущены ошибки. Правильно читать:

  1. Под картиной “Московский дворик” 1878 г.
  2. Есипова Софья Николаевна – приемная бабушка
  3. Адам Васильевич – приемный сын последний хозяйки имения

 

Разживин. Фото из журнала Национальный контроль

Фото из журнала Национальный контроль Февраль 2014 г

Add a Comment Trackback

Добавить комментарий