Моя новая статья о русском художнике Михаиле Нестерове в журнале «Национальный контроль»

«ОБНИЩАВШЕЙ ДУХОМ РОССИИ…»
Художественное наследие Михаила Нестерова

 

«ОБНИЩАВШЕЙ ДУХОМ РОССИИ…»
Художественное наследие Михаила Нестерова

1

 

2

Сергей Владимирович РАЗЖИВИН художник, член Творческого Союза художников России. Окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института. Ученик заслуженного деятеля искусств РСФСР Т. П. Радимовой. С 1981 г. принимает участие в выставках, работы находятся в музеях, галереях, частных собраниях России и зарубежных стран.

Художественное наследие Михаила Нестерова

18 октября – день памяти Михаила Васильевича Нестерова, величайшего художника России, чье творчество навечно вошло в историю мирового искусства. Его картинами гордятся Третьяковская галерея и крупнейшие музеи страны.

Однако новое поколение россиян вырастает уже с засоренным сознанием – вместо шедевров мировой живописи в моде все чаще дегенеративные «перформансы» и пустота «актуального искусства».

Массовый приток мигрантов, для которых слова об интеграции в российскую культуру лишь пустой звук, иностранная речь, чуждый менталитет и иные духовные традиции – агрессивно и жестко врезаются в окружающую нас действительность.

В целях самоидентификации российской нации и сохранения подлинной отечественной культуры «Национальный контроль» открывает цикл статей, посвященных великим русским художникам.

Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе весенним вечером 19 мая 1862 года в многодетной купеческой семье. Назвали его в честь деда Михаила Ростовцева.

Десятый ребенок в семье, будучи слабым от рождения, Миша едва выжил. Как вспоминают современники, его мать долго молилась за сына святым Тихону Задонскому и Сергию Радонежскому – и в результате здоровье мальчика пошло на поправку.

Так сложилось, что с детства будущего художника окружал тихий православный быт русской семьи. Миша любил ездить с матерью за реку Белую и вглядываться в синие дали. «Хорош Божий мир! Хороша моя родина! И как мне было не полюбить ее так, и жалко, что не удалось ей отдать больше внимания, сил, изобразить все красоты ее», – писал в своих воспоминаниях Нестеров.

3

Осенью 1872 года Мишу определили в гимназию, но пробыл он в ней недолго – учился плохо и часто шалил. Легко давалось ему только рисование и чистописание. Родители видели, что большого толка от учения сына не выйдет, и решили определить его в Москву – «отдать в чужие руки, чтобы не баловался». После долгих поисков остановились на Императорском Техническом Училище, в котором было младшее отделение.

В училище Миша всерьез увлекся рисованием под наставничеством А. П. Драбова, который, видя большие успехи у своего ученика, познакомил его с К. А. Трутовским – популярным живописцем и инспектором Московского училища живописи, ваяния и зодчества.  Особое впечатление на юного Нестерова оказала 5-я передвижная выставка, где экспонировались картины художников Куинджи («Украинская ночь»), Мясоедова («Опахивание») и Ярошенко.

В 1877 году Михаил Нестеров поступил в фигурный класс профессора П. С. Сорокина и И. М. Прянишникова, а с 1880 года стал любимым учеником Василия Перова, оказавшего огромное влияние на формирование Нестерова – живописца и человека.

В период обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве и в Академии художеств в Петербурге восторженный ученик Перова и отчасти Крамского, Нестеров становится дипломированным живописцем. Он уже ищет свое место, переходя от бытового сюжета в духе В. Маковского то к портрету, то к картине на исторические темы. Но лишь пережив горе – смерть любимой жены, – Нестеров открывает для себя психологическую область живописи. Это умение проникнуть в «душу темы», свойственное его учителю – Перову. Художник пишет картину «Христова Невеста» (1887 г.) как поэтическую метафору – памятник своей покойной жене. В этой работе он как бы «изживает долю своего горя».

4В лирической исповеди Нестерова уже слышна новая нота – отход от повседневности, прозы «мира сего». В 1888 году он создает удивительную картину «Пустынник» – в ней уже твердо определяется «нестеровский стиль». Простой старик, любящий все живое, как часть среднерусской природы, становится олицетворением душевного покоя и равновесия.

«Мое призвание не образа, а картины – живые люди, живая природа, пропущенная через мое чувство, словом – опоэтизированный реализм»(Михаил Нестеров). 

Через год Нестеров напишет свою первую картину «Сергиевского цикла» – «Видение отроку Варфоломею», в которой поэтизирует Русь, русскую природу. Художник смог прочувствовать и отразить глубину и искренность верующего человека из далекого прошлого России – преподобного Сергия Радонежского.

Любопытно, что именно эту работу («Видение отроку Варфоломею») до конца своих дней Нестеров будет считать лучшим своим произведением. Даже на старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я». Эти две работы сразу ввели Нестерова в круг молодых и талантливых художников – членов «Абрамцевского кружка» – Михаила Врубеля, Константина Коровина, Валентина Серова, Исаака Левитана, Апполинария Васнецова и Василия Поленова. В течение 90-х годов Нестеров станет одним из ведущих художников этого направления, с которым в конце века сблизятся и петербуржцы во главе с Александром Бенуа.

Нестеров начинает создавать свой живописный мир, с особенным «нестеровским» пейзажем, в котором живут одухотворенные лица, очарованные поля, леса, холмы и реки его родины. Он пишет картины с оттенком ностальгического историзма: так появляются «нестеровский святой» («Юность преподобного Сергия», «Преподобный  Сергий Радонежский», «Труды преподобного Сергия») и «нестеровская девушка» с мятущейся душой («На горах», «Великий постриг»).

В 1896 году Нестеров экспонировал на 24-й передвижной выставке в Петербурге картину «Под благовест» и был принят в члены Товарищества передвижных выставок. Параллельно с работой над картинами Нестеров развивает новую область своего творчества: в течение нескольких лет он трудится над росписями Владимирского собора в Киеве, получает заказы для мозаик церкви Воскресения Христова в Петербурге («Спас на Крови»).

В 1898 г. младший брат Николая II пригласил Нестерова расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии.

К первым двум десятилетиям XX века относится один из главных подъемов творчества Нестерова. Художник добивается отличных успехов в написании целого цикла портретов, отвечающих нестеровскому принципу «опоэтизированного реализма». Это портреты дочери Ольги («Амазонка» – шедевр Русского музея), жены Екатерины Нестеровой и его друзей: княгини Н. Г. Яшвиль и польского художника Яна Станиславского.

Страшные события начала ХХ века (Русско-японская война, поражение в Цусимском сражении, революция 1905 года) производят в сознании Нестерова огромное потрясение: «Неизъяснимый ужас… Ужасное испытание посылает судьба обнищавшей духом России. Наши космополиты – либеральствующие баре и много-много врагов, внешних и внутренних, порадуются, позлословят в эти дни великой печали.

5И так хочется верить, что несчастье послужит нам на пользу, встряхнет нас, заставит объединиться, пробудит чувство достоинства, угасающий патриотизм… Боль невыразимая. Не знаю, куда деваться… Эта война была не столько войной Японии с Россией, сколько русского народа с его врагами вообще, – «имя же им легион». Думалось, если и теперь русские не сплотятся, то надолго перестанут быть хозяевами у себя в доме. А как не хотелось потерять свой облик, походить на «немца», без уменья жить своим умом. Больше чем когда-либо чувствовалась необходимость единой твердой воли, большого ума» (М.В.Нестеров. «О пережитом. Воспоминания», 1904 год).

Как же актуальны эти слова сегодня! В тот период творческой целью Нестерова становится создание произведений, ставящих вопросы о соборности, «о нашей вере, душе народной, грехах и покаянии».

Он последовательно создает три произведения: «Святая Русь», композиции «Путь ко Христу» в Марфо-Мариинской обители (1911 г.) и большое итоговое произведение «Душа народа» («На Руси», «Христиане») – 1912 – 1916 гг.

Его волнуют вопросы философско-религиозного плана. Нестеров стремится отразить погруженность человека в мир нравственных исканий. Это картины, входящие в портретный цикл «Философы»: Сергий Булгаков и Павел Флоренский, архиепископ Антоний (Храповицкий), Лев Толстой, Иван Ильин («Мыслитель»), портрет священника Сергия Дурылина («Тяжелые думы»).

Октябрьская революция вызывает у Нестерова гнетущие чувства. Он мало работает, пишет в основном повторы со своих картин. И только лишь в 1923 году создает портрет, ставший одним из привлекательнейших и обаятельных образцов его творчества – «Девушка у пруда» (портрет младшей дочери Н.М.Нестеровой). Этот удивительный образ отметил Максим Горький: «Юная, полная трепета жизни девушка – никогда не уйдет в монастырь, дорога ей только жизнь».

С этого времени произведения художника наполняются новым содержанием, новой темой – живописным воплощением человека в момент творческого подъема: портреты братьев Кориных, академика Северцева, художника Виктора Васнецова, средней дочери Нестерова Веры, академика Павлова, скульптора Шадра, хирурга Юдина, скульптора Веры Мухиной, архитектора Щусева.

В 1938 году по навету Нестеров был арестован и провел две недели в Бутырской тюрьме, его дочь Ольгу Михайловну отправили в ссылку в Джамбул. Впрочем, уже вскоре Нестерова оправдают.

6Незадолго до смерти, в 1942 году, в дни 80-летия художника, его творчество было отмечено советским правительством. М. В. Нестеров был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Последней работой Михаила Васильевича станет пейзаж, подаренный супруге Екатерине Петровне, «Осень в деревне». Картина была написана под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…» за несколько месяцев до смерти художника.

Скончался Михаил Васильевич Нестеров 18 октября 1942 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбщие.

К сожалению, сегодня творчество великого русского художника, выразителя российской национальной идеи, остается слегка позабытым. Нет ни улицы в честь его имени, ни музея, ни памятника, ни даже памятной доски. И это несмотря на то, что художник большую часть своей жизни прожил в первопрестольной, большая часть его картин, признанных всем миром и вошедших в историю русского национального искусства, также были созданы в Москве.

Возможно, уже настало то время, когда необходимо создать Музей памяти Нестерова, где наше поколение, наши дети смогли бы изучать историю своей страны, глубокую духовную традицию и русскую культуру – на примере творчества великого мастера…

«Радостно я проехал русскую границу. Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Слезы выступили на глазах. Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну – Родину нашу!.. Храни ее Господь!» (из писем Михаила Нестерова). ■

Сергей РАЗЖИВИН,

художник, член Творческого Союза художников России

 

Фото из журнала Национальный контроль. Октябрь 2013 г.

Фото из журнала Национальный контроль. Октябрь 2013 г.

 

Add a Comment Trackback

Добавить комментарий