Из газеты Русь Державная

№ 03 (129),
2005 год. неиссякаемая любовь

(Слово о художнике Разживине)

Люблю тебя, моя Россия,
Твои старинные дома.
Ты душу греешь мне. И силы
Даешь на многие года.

Е.Олсуфьева, из книги стихов «Святое Отечество»



Разживин С.В. в мастерской

В толстой школьной тетради, назначение которой быть книгой отзывов,
есть одна трогательная запись: «…Эта выставка в упадочное для России
время – настоящее чудо, потому что теперь, когда вся Россия
американизируется, сложно найти такого человека, который воспел бы её в её
отличной старине… Как же глубоко чувство патриотизма, любви к Родине
должно быть у автора
». Зотов Илья, 11 лет. (Персональная выставка С.
Разживина. Москва, Дом дружбы, 1997 г.)

Спустя 7 лет употребленное взрослеющим
ребенком слово «американизируется», оказалось точной характеристикой
стремительно изменившейся ментальности россиян. Бесспорен вполне
свершившийся факт – бывший Советский Союз, нынешняя Россия, 13 лет назад
позволившая поменять коммунистические цели на демократические ориентиры,
дала возможность нашим извечным недругам повести вполне конкретную борьбу
– уже не с коммунизмом или тоталитаризмом, а с русской душой, которая
неразделима с многовековой отечественной культурой. Указатель заокеанских
меценатов четко отсылает современное русское искусство в этнографический
заповедник.

У Сергея Разживина особый талант певца
русской истории, русской природы, русского моря, русского Православия.
Такое восприятие земной гармонии у него от Бога и от людей, Им дарованных
Сергею в качестве мудрых наставников. Заслуженный работник культуры
России, член МОСХа Татьяна Павловна Радимова – дочь последнего из могикан
художественного товарищества «Передвижники», русского народного художника,
поэта, гражданина Павла Александровича Радимова (1887-1967 гг.), в полной
мере передала своему ученику и любовь к родному краю, и уникальную технику
письма.

Их встреча произошла в 1975-м, в Абрамцеве,
на даче Радимовых. В первый же день Татьяна Павловна объявила своим
друзьям о пятнадцатилетнем художнике Сереже Разживине, удивительным
образом вобравшем в себя не только поразительное внешнее сходство, но и
внутреннюю духовную близость с ее отцом Павлом Радимовым.

Живопись русского пейзажа Сергея Разживина
успешно формировалась атмосферой Абрамцева. Стоит только соотнести даты
работ признанного миром искусства Павла Радимова и мало известного ему
Сергея Разживина, чтобы подивиться потрясающему сходству видения русской
природы двумя не знакомыми при жизни художниками, соединившимся благодаря
преданной дочери и прекрасному учителю. Так же, как и у П.Радимова,
пейзажи Сергея Разживина рождают обостренное чувство Родины, с той лишь
разницей, что русские деревни первых послереволюционных лет худо-бедно
получили второе рождение, а вот нынешние, умудрившиеся перешагнуть через
еще один столетний рубеж, своими перекосившимися избами и их обитателями
оказались на задворках современной жизни. Скорее всего без человеческого
участия эта убогая старина так и разрушится сама собой, и тогда эту новую
российскую беду засвидетельствуют только бескрайние поля да небо с
высокими облаками.

Именно небесную стихию, чью потрясающую
бездонность можно созерцать часами, Сергей Разживин делает ареной
противостояния добра и зла, обостряя до предела эту извечную небесную
битву. Что ни облако, то непременно особый образ. Чувствуется мощная
Божественная сила, которая открывается Сергею и передается им посредством
полотна зрителю. Здесь оттенки от серо-черных до перламутрово-прозрачных.
Динамика настолько точна и выразительна, что заставляет зрителя испытать
особый душевный трепет.


Вид на Иосифо-Волоколамский монастырь

В 90-х года Сергею по-особенному открылся Костромской край с его
исторической и художественной тематикой.

Эти по-настоящему святые края знают
преподобного Сергия Радонежского и его ученика преподобного Авраамия
Галичского-Чухломского митрополита Московского и всея Руси Иону,
преподобного Александра Вочского и др.

Костромские полотна Сергея Разживина
рассказывают о храмах и монастырях – исторических свидетелях
монголо-татарского нашествия. Им ведом драматический (в XV-XVI вв.) накале
страстей за власть над неспокойным государством Российским. Они пережили
поляков Смутного времени. Теперь же, заняв свои места на полотнах Сергея
Разживина, они о том повествуют. Вернее, покосившимися луковками вопиют о
своем спасении. Воскресенский и Богоявленский храмы… Разваливающийся
буквально на глазах Воскресенский монастырь, который, по преданию, был
построен после того, как на Пасху был луч с неба и глас с небес:«Был глас
вельми страшен», – сообщается в житии князя Феодора Галичского (около 1335
года). И как же просит-молит о помощи это редчайшее по красоте и
исторической значимости звено Золотого Кольца России!

Увы, несмотря на очевидный трагизм созданных
художником образов, крик православных святынь пока идет в пустоту сердец
наших русских современников. К сожалению, нынешний плен иноплеменных
оказался гораздо коварнее и тяжелее, чем когда бы то ни было…

Если кому доведется узнать знакомые по
картинам Сергея Разживина образы утрачиваемой Отчизны, восплачьте о них и
о ней. Быть может, этим слезам удастся достучаться до упакованных
новомодностью душ, в которые, хочется верить, вновь вернется украденная
врагом память и пламенная любовь к Святой страдалице Руси.

Глеб БОРИСОВ

Русь державная 2005

Add a Comment Trackback

3 комментария

  1. Даже не знаю…

  2. Поздравляю вас Старо-Новым годом, желаю вам в новом году успехов и спасибо что вы находите время поддерживать ваш замечательный блог!

  3. большое спасибо было очень интересно читать

Добавить комментарий